Раиса Акифьева

НИУ "Высшая Школа Экономики" и Университет Западной Австралии

 

Научные интересы

Исследование этнических и миграционных процессов, конструирование национальной и этнической идентичности, социальная психология предрассудков, смешанные браки, практики воспитания.

 

Текущие позиции

с 09/2005 старший преподаватель, департамент социологии, Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

с 05/2017 ассоциированный сотрудник, Центр изучения Германии и Европы (Санкт-Петербургский государственный университет - Университет Билефельда).

 

Опыт работы

05/2011 – 09/2015 научный сотрудник, Центр молодежных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

05/2015 – 06/2015 приглашенный исследователь, Centre for Russian, Central and East European Studies, Университет Глазго.

01/2009 – 12/2013 заместитель заведующего кафедрой, кафедра гуманитарных наук, факультет социологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

11/2008 – 12/2010 научный сотрудник, научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

 

Образование

09/2003 - 06/2006 Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет политических наук и социологии, диплом о профессиональной переподготовке по программе «Социальные исследования современного общества», Санкт-Петербург.

01/2006 - 03/2006 Университет Хельсинки, факультет социальных наук (программа международной мобильности TEMPUS), Хельсинки, Финляндия.

09/2002 - 06/2003 Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет политических наук и социологии, магистр социологии (диплом валидируется Университетом Хельсинки, Финляндия), Санкт-Петербург.

08/1996 - 06/2002 Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, диплом: психолог, преподаватель по специальности «психология», специализация - социальная психология, Санкт-Петербург (диплом с отличием).

 

Участие в проектах

с 2017 - исследователь, индивидуальный проект «Child-rearing practices of Russian-speaking women in Spain in the course of life» (поддержан ЦИГЕ).

с 2016 - исследователь, индивидуальный проект «Un/structured activities of children in the context of educational parent practices of Russian-speaking women in Madrid and St. Petersburg» (supported by Academic Fund Programme of National Research University Higher School of Economics).

с 2015 - исследователь, индивидуальный проект «The educational practices of Russian and Russian-mixed families in Spain: the role of parents` values and beliefs and/or structural constraints» (supported by the German Academic Exchange Service (поддержан ЦИГЕ).

05.2015 – 12.2015 исследователь, коллективный проект 15-18-00078: «Positive interethnic practices and youth cultural stages of Russian cities» (supported by Russian Science Foundation).

02.2015 – 09.2015 координатор полевой работы, коллективный проект «The impact of out-of-school leisure organizations on academic achievements of young people in Stockholm and Saint Petersburg», (supported by Södertörn University).

2013 – 2014 исследователь, 13-03-00576, коллективный проект «After-school activities and integration of migrant children in St. Petersburg» (supported by the Russian Humanitarian Science Foundation).

09.2012 – 12.2012 национальный координатор полевой работы, коллективный проект «Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement» (supported by the European Union`s Seventh Framework Programme).

05.2011 – 12.2011 исследователь, коллективный проект «Migrant Children`s Educational and Psychological adaptation to secondary school» (supported by Ministry of Education and Science, Russia).

2009 – 2010 исследователь, индивидуальный проект «Social, psychological and linguistic determinants of youth`s ethnic attitudes» (supported by Academic Fund Programme of National Research University Higher School of Economics).

2005 – 2007 исследователь, коллективный проект «Tolerance and Intolerance in the Post-Soviet press: Applying New Methods of Measurement and Evaluation» (supported by INTAS).

01.2006 – 04.2006 исследователь, индивидуальный проект «Governance of Educational Multiculturalism in Globalisation Era» in the framework of the TEMPUS project "Understanding European Governance in the North-Western Regions of Russia» (supported by TEMPUS program), Helsinki, Finland.

2005 – 2006 ассистент исследователя, коллективный проект «New Threats to Humanity and Non-Traditional Security in Russia» (supported by Kennan Institute for Advanced Russian Studies).

03.2005 – 08.2006 индивидуальный проект «Current Migration of Ethnic Russian from Armenia and Azerbaijan to Russia» (supported by Heinrich Böll Foundation (Germany).

 

Избранные публикации

Akifyeva R. N., Alieva A. The influence of students’ ethnicity on teacher expectations and teacher perceptions of student warmth and competence // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. No. 4 (в печати)

Акифьева Р. Н. Практики воспитания детей русскоязычными женщинами в Мадриде: влияние района проживания и миграционной специфики // Городские исследования и практики. 2017. № 1. С. 85-102.

Акифьева Р. Н. Структурированная активность детей в контексте стратегий их воспитания русскоязычными женщинами в Мадриде // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 111-121.

Акифьева Р. Н., Андреева Ю. В. Структурированная активность школьников «спального» района Санкт-Петербурга: социальный класс, семья и школа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 1. С. 128-148.

Акифьева Р. Н. Child-rearing practices of Russian-speaking women from a migration perspective / Basic Research Programme. Серия HUM «Humanities». 2016. WP BRP 140/HUM/2016.

Akifyeva R. N. Children`s participation in structured activities in the context of the child-rearing strategies of Russian-speaking women: class and migration status / Centre for German and European Studies. Series «Working Papers of Centre for German and European Studies». 2016. No. 01.

Akifyeva R. N., Alieva A. The Influence of Ethnicity on Teacher Expectations and Teacher Perceptions of Student Warmth and Competence / NRU Higher School of Economics. Series PSY «Psychology». 2016. No. WP BRP 65/PSY/2016 .

Акифьева Р. Н., Ерашова В. В. Культурные и интеграционные практики русскоязычных женщин в процессе брачной миграции в Нидерланды // В кн.: Восток на Востоке, в России и на Западе: трансграничные миграции и диаспоры. Издательство Нестор-История, 2016. С. 271-296.

Акифьева Р. Н. (Вне)/школа и стратегии родительства в семьях россиян и мигрантов в Санкт-Петербурге // В кн.: Дети и подростки в этносфере крупного российского города / Под общ. ред.: Е. Л. Омельченко, Е. Л. Лукьянова. СПб. : Свое Издательство, 2015. С. 131-152.

Akifyeva R. N. Children and Parents in the Migration Context: Dissonant or Consonant Trajectories / Basic Research Programme. Series HUM «Humanities». 2015. No. WP BRP 103/HUM/2015.

Akifyeva R. N., Erashova V. V. Identities and cultural orientations of Russian-speaking women in the process of transnational marriage migration to the Netherlands / Centre for German and European Studies. Series «Working Papers of Centre for German and European Studies». 2015. No. 3.

Акифьева Р. Н. Дети и родители-мигранты в Санкт-Петербурге: несогласованные линии поведения // Этнографическое обозрение. 2015. № 15. С. 117-134.

Акифьева Р. Н. Досуговые практики и образовательные притязания: взаимосвязь с миграционной историей и ресурсами семьи // Демоскоп Weekly. 2014. № 611-612

Акифьева Р. Н. Ресурсы и возможности досуговых учреждений Санкт-Петербурга в решении задач социальной поддержки детей с миграционной историей // В кн.: Практика работы с семьями, имеющими в своем составе иностранных граждан: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга Вып. 3: Социальное обслуживание семей и детей. СПб. : СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2014. С. 12-26.

Акифьева Р. Н. Подходы к изучению внешкольной активности детей мигрантов // В кн.: Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения. Ленинградская область: Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, 2013. С. 44-48.

Акифьева Р. Н. Условия социальной адаптации детей мигрантов в общеобразовательных учреждениях // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 76-82.

Акифьева Р. Н. Миграционные процессы и образовательная политика: формирование культурного разнообразия гомогенной нации // В кн.: Регионалистика и этнополитология. М. : РАПН, 2008. С. 245-266.

Акифьева Р. Н., Толкачева А. Н. Национализм и толерантность в проправительственной прессе Санкт-Петербурга // В кн.: Русский национализм: социальный и культурный контекст. М. : Новое литературное обозрение, 2008. С. 371-401.

Акифьева Р. Н. Понятие (ин)толерантности: многообразие значений // В кн.: Толерантность: введение в понятие / Под общ. ред.: А. Ю. Сунгуров. СПб. : ЮТАС, 2008. С. 31-44.

Акифьева Р. Н. Этничность и национализм в контексте толерантности // В кн.: Толерантность как образ жизни / Под общ. ред.: Г. Л. Бардиер, А. Ю. Сунгуров. СПб. : ЮТАС, 2008. С. 82-100.

Понарин Э., Дубровский Д., Толкачева А. Н., Акифьева Р. Н. Индекс (ин)толерантности прессы // В кн.: Язык вражды против общества / Сост.: А. Верховский. М. : Центр "Сова", 2007. С. 72-106.

Акифьева Р. Н., Толкачева А. Н. Трансформация дискурса проправительственной прессы Санкт-Петербурга: толерантность «до» и «после» Кондопоги // В кн.: Язык вражды против общества / Сост.: А. Верховский. М. : Центр «Сова», 2007. С. 150-177.

Акифьева Р. Н., Толкачева А. Н. Национальная и региональная идентичность в дискурсе официальной прессы Санкт-Петербурга // Ab Imperio. 2006. № 3. С. 411-435.

Акифьева Р. Н. Управление культурным многообразием в сфере образования в эпоху глобализации: постановка проблемы // В кн.: Россия в современном мире / Под общ. ред.: Ю. Пивоваров. Т. 5. М. : ИНИОН РАН, 2006.

Акифьева Р. Н. Этнические предрассудки российских школьников // В кн.: Молодежь и будущая Россия. М. : ИНИОН РАН, 2006. С. 63-69.

Новости