Коэволюция сетей знания и коммуникации: Структурная динамика креативных коллективов в европейских культурных столицах (2014-2017)

Ключевые слова: сеть, знание, коммуникация, коэволюция, структурная динамика, материальный контекст, городское пространство, креативный коллектив, европейская культурная столица

Проект направлен на решение одной из наиболее актуальных для современных мировых социальных наук фундаментальных проблем, связанной с выявлением внутренних механизмов социальной динамики групп, коллективов и сообществ. Для выявления данных механизмов и решения указанной проблемы необходимо проследить взаимосвязи динамических трансформаций структур горизонтальных сетевых взаимодействий между людьми и порождаемых ими структур знания, в которых выражается понимание индивидами себя и окружающего мира. При этом важно также изучить роль материального контекста в совместной динамике сетевых структур знания и коммуникации.

В фокусе исследования - динамическая коэволюция локализованных в материальном контексте коммуникативных и знаниевых структур креативных коллективов.

Теоретико-методологическую базу проекта составляют сетевая теория и методология, дополненные положениями социального конструктивизма и эволюционного подхода (теории аутопоэзиса), а также элементами социально-пространственного анализа.

Сочетание количественных и качественных методов сетевого анализа позволяет картировать неоднородные пространственно укорененные конфигурации коммуникативных и знаниевых структур с помощью формальных техник, моделируя и отслеживая качественные и количественные изменения в структурах отношений между концептами, индивидами и материальными объектами.

Эмпирическое исследование проводится на примере групп креативных профессионалов, работающих в неоднородных контекстах крупных европейских городов: Санкт-Петербурге, Лондоне, Мадриде, Барселоне, Гамбурге и Тулузе. Креативные коллективы представляют собой оптимальный объект исследования коэволюции знания и коммуникации в общем материальном контексте по ряду причин. Во-первых, именно для этих городов характерна концентрация творческих профессионалов, чья креативная деятельность стимулирует стремительную трансформацию структур знания и интенсивную межличностную коммуникацию. Во-вторых, деятельность творческих профессионалов осуществляется в общем пространстве, что стимулирует интенсивное эмоционально насыщенное взаимодействие между ними и таким образом обеспечивает динамическое взаимодействие и взаимовлияние знания и коммуникации. В-третьих, ориентация креативных коллективов на создание и продвижение креативных продуктов и формирование у публик новых картин мира означает, что коммуникация членов этих коллективов характеризуется высоким уровнем открытости. В-четвертых, творческие индивиды постоянно создают, используют и презентируют материальные объекты и места в творческом процессе, а также активно рефлексируют их роль в своей деятельности и апеллируют к ним в коммуникации.

Эмпирическое изучение коэволюции структур знания и коммуникации креативных коллективов будет основываться на техниках сетевого анализа, которые будут применяться к данным, собранным количественными и качественными методами полевого исследования. Картирование коммуникативных сетей и связей с материальным контекстом будут осуществляться путем анализа данных полученных из социометрических опросов, а также путем слабоструктурированного наблюдения, в том числе, с использованием видео и аудиозаписи коммуникации творческих профессионалов. Знаниевые структуры будут картироваться с помощью специального программного обеспечения для полуавтоматизированного коллокационного анализа и построения семантических сетей (Automap м ConText). В качестве материала для картирования будут использоваться транскрипты интервью с членами креативных коллективов и неформализованных наблюдений их интеракции, а также тексты творческих профессионалов (литературные произведения, публикации в прессе, посты в блогах и социальных сетях, тексты, сопровождающие продвижение креативных продуктов, и др.). Структуры отношений между индивидами, объектами и концептами будут картироваться, визуализироваться и анализироваться как взаимосвязанные многорежимные (multi-mode) многоуровневые (multi-level) сети. Лонгитюдное исследование, включающее многократный сбор данных в течение двух лет даст возможность осуществить сравнительный динамический анализ структурных конфигураций креативных коллективов, в том числе, с использованием динамического сетевого моделирования (ERGM и/или SAOM).

Участники:

 

Публикации:

Basov, N., Brennecke, J. (2017). Duality beyond Dyads: Multiplex patterning of social ties and cultural meanings. Research in the sociology of organizations. Vol. 53: Structure, Content and Meaning of Organizational Networks

Basov, N., Lee, J-S, Antoniuk, A. (2016). Social Networks and Construction of Culture: A Socio-Semantic Analysis of Art Groups. Studies in computational intelligence. 693: Complex Networks & Their Applications V. Pp. 785-796.

Nenko, A., Khokhlova, A., Basov, N. (2017) Communication and knowledge creation in urban spaces: The tactics of artistic collectives in Barcelona, Berlin and St. Petersburg. Communicating the CityEd. by G. Aiello, M. Tarantino and K. Oakley. Peter Lang

Пивоваров А.М. Коммуникативный анализ креативного процесса в арт-сообществах // Дискурс № 3, 2016, с. 72-84

Pivovarov А.М., Nikiforova O.A. Communication in Creative Process of Art Communities // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(25), DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i25/90760, July 2016

Новости