"Научная среда" 18.12 - «Knowledge and Communication in the Arts: The Cases of European Capitals»

18 декабря 2013, 19.00

Факультет социологии СПбГУ: ул. Смольного 1/3, 9 подъезд, ауд. 229.

18 декабря состоялась заключительная встреча в рамках осенней сессии открытого междисциплинарного семинара для молодых ученых «Научная среда» за 2013-2014 гг. В продолжение серии дискуссий о коммуникативных связях и творческих практиках современных художников, инициированной Советом молодых ученых факультета социологии и Центром изучения Германии и Европы, в этот раз в фокусе внимания участников оказалась тема «Знание и коммуникация в искусстве: случаи европейских культурных столиц» (Knowledge and Communication in the Arts: The Cases of European Cultural Capitals). 


В своем докладе «Методы изучения знания, создаваемого в процессе творческой деятельности – в танце и визуальном искусстве (анализ кейсов Лондона, Барселоны и Сан-Диего)» (Creative Knowledge in Dance and the Arts (Cases of London, Barcelona and San Diego)) Дафне Мунтаньола-Саура (Автономный университет Барселоны) сконцентрировалась на возможностях визуального этнографического исследования знаниепорождающей коммуникации творческих профессионалов. Она показала, что данный метод хорошо монтируется с теоретическими наработками в области изучения распределенного познания (distributed cognition) в когнитивистике и позволяет проследить кратковременные, глубоко погруженные в ткань повседневности и почти незаметные взаимодействия между представителями креативных профессий, которые очень часто принимают форму телесных практик или практик вовлекающих во взаимодействие материальную среду. Эти взаимодействия скрываются за более формализованными профессиональными дискурсами, но, тем не менее, играют важнейшую роль в художественной коммуникации, поскольку служат основой коллективного знаниепорождения. Зачастую такие микровзаимодействия настолько опривычены, что плохо осознаются информантами, а потому не поддаются регистрации через прямой формализованный опрос или неформализованное интервью.

Никита Басов (СПбГУ) и Александра Ненько (НИУ ВШЭ СПб) представили результаты сравнительного исследования европейских арт-сообществ в своем докладе «Стратегии знаниепорождения в городском пространстве: сравнение арт-сообществ Санкт-Петербурга, Берлина и Барселоны» (Knowledge-Generation Strategies in the City Space: Comparing Artistic Communities of St. Petersburg, Berlin and Barcelona). Докладчики описали стратегии переосмысления городского пространства, в котором разворачиваются совместные художественные практики коллективов художников, а также соответствующие этим стратегиям специфические тактики. Так, петербургская группа «Паразит» «взламывает» привычные способы использования городского пространства, одновременно иронически поэтизируя и интимизируя его. Берлинская «KUNSTrePUBLIK» осваивает символически полупустое, имеющее мало смысловых коннотаций, городское пространство за счет конструирования его уникальной идентичности и выстраивания новых смысловых связей в поле знания публик. Барселонские художники из сообщества «La Escocesa» пытаются преодолеть давление коммерческой логики развития креативных кварталов, навязываемой им городскими властями, посредством наполнения своего квартала произведениями, которые представляют его как общий для всех жителей дом. Художники стремятся символически разделить собственное пространство с публиками, проживающими в данном квартале, открывают для аутсайдеров секреты жизни и работы сообщества. Докладчики показали, что выбор специфических стратегий и тактик взаимодействия художников с городским пространством во многом определяется политическими, экономическими и социокультурными контекстами их городов.

В ходе дискуссии, сопровождавшей доклады, был поднят вопрос о сравнимости кейсов, изученных Дафне: ведь в фокусе ее внимания оказались весьма разнородные группы творческих профессионалов – от создателей фильмов до танцевальных трупп и даже команд по синхронному плаванию. Докладчица призналась, что комбинация исследовательских кейсов оказалась во многом случайной, не запланированной заранее: один проект мог повлечь за собой другой, тематически или методически сопряженный; каждая находка стимулировала новые гипотезы и эмпирический поиск. Однако все случаи роднила зачастую не осознаваемая творцами значимость микровзаимодействий, в том числе осуществляемых на уровне телесных практик, погруженных в общий материальный контекст. Широко обсуждалась роль лидеров (хореографов, тренеров и пр.) в коммуникативных структурах креативных профессионалов. Споры вызвал также сюжет о возможностях прослеживания эволюции коммуникативных структур и процессов знаниепорождения во времени. Вопросы, связанные с дизайном исследования, были адресованы и петербургским социологам. В частности, слушателей интересовала логика отбора кейсов в каждом из изученных городов, поскольку межгрупповые различия в рамках одного и того же города, вероятно, могут быть весьма значительными, а потому затруднительно делать выводы об универсальном влиянии городского контекста на знаниепорождающие стратегии художников. Кроме того, были высказаны продуктивные идеи о взаимодействии художников с городским пространством как способе их самопрезентации и самопродвижения в арт-среде. 

 

 

Видео с семинара на Лекториуме

Аннотации докладов

Программа осенней сессии семинара «Научная среда».

Фотографии с мероприятия:

Новости